Исследовательские действия в структуре психологической готовности к профессии будущего врача
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-3-9
Аннотация
Введение: центральная задача российской образовательной политики – модернизация российского образования, одной из отличительных черт которого является переход от учебно-образовательного к научно-образовательному процессу, что позволяет внедрить в него научно-исследовательскую работу студентов. Особенностью труда практикующего врача является способность анализировать собственную деятельность с научных позиций, знание и умение работать с методами клинического исследования. Исходя из этого в законодательство были внесены изменения, и, в соответствии с ФГОС ВО 2016 года по направлению подготовки «Лечебное дело», выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессиональными компетенциями, которые наряду с компетенциями в области медицинской деятельности включают в себя компетенции в области научно-исследовательской деятельности. Также в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» была введена новая система непрерывного медицинского и фармацевтического образования, которая направлена на непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всего трудового периода медицинских работников, а также приобретение на практике новых профессиональных навыков и умений.
Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности – это вопрос, обсуждаемый научным сообществом на протяжении довольно длительного периода времени. Структура данного конструкта также неоднократно обсуждалась многими авторами, но единое мнение по этому вопросу отсутствует. В статье приводятся взгляды различных ученых на проблему готовности к научно-исследовательской деятельности. Предложена структура, которая представляет собой синтез нескольких компонентов: мотивационного, операционного и рефлексивно-оценочного. Данной проблемой занимались многие ученые, такие как Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, А.Н. Поддьяков, Е.А. Шашенкова и др. В данной статье особое внимание уделено мотивационному компоненту психологической готовности к научно-исследовательским действиям будущих врачей. Актуализируется проблема необходимости развития этого компонента.
Материалы и методы: для проведения данного исследования были привлечены студенты 1 курса лечебного и педиатрического факультетов ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет». Исследование, в котором участвовало 76 студентов, выполнялось в 3 этапа: диагностический, тренинговый, итоговый диагностический. Для проведения диагностики на начальном и итоговом этапе были использованы две методики. Первая – это методика диагностики мотивов учебной деятельности студентов А.А. Реан и В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой. В данной методике имеются семь шкал оценивания: шкала 1 «Коммуникативные мотивы»; шкала 2 «Мотивы избегания неудачи»; шкала 3 «Мотивы престижа»; шкала 4 «Профессиональные мотивы»; шкала 5 «Мотивы творческой самореализации»; шкала 6 «Учебно-познавательные мотивы»; шкала 7 «Социальные мотивы». Вторая методика – методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильина. В ней представлены три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).
Результаты исследования: статистические результаты до и после проведения тренинга в рамках занятий по английскому языку в медицинском вузе демонстрируют изменения в учебно-мотивационной сфере студентов.
Обсуждение и заключения: реализация программы коллективных тренингов на занятиях по иностранному языку с целью развития мотивационного компонента к исследовательской деятельности студентов медицинского вуза может рассматриваться как эффективный инструмент для формирования психологической готовности к дальнейшей профессиональной врачебной деятельности. При этом подчеркивается необходимость комплексного подхода к решению данной задачи.
Об авторах
Е. А. ЗахароваРоссия
Захарова Евгения Альбиновна – преподаватель кафедры иностранных языков
Нижний Новгород
Т. М. Сорокина
Россия
Сорокина Татьяна Михайловна – профессор кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования, доктор психологических наук, профессор
Нижний Новгород
Е. А. Юдина
Россия
Юдина Елена Алексеевна – психолог
Нижний Новгород
Список литературы
1. Ахмадуллина Г.Х. Управление эффективностью обучения медицинских работников в современных условиях // Современные проблемы науки и образования. 2018. №1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27418 (дата обращения: 16.04.2019).
2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1976. 175 с.
3. Ершова О.В. Научно-исследовательская деятельность студентов как средство повышения качества образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №11 (часть 3). С. 529-532.
4. Зеленский И.В., Зеленский В.И. Современная система непрерывного медицинского образования и допуска в специальность // Главврач Юга России. 2018. №64 (ноябрь). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-sistema-nepreryvnogo-meditsinskogo-obrazovaniya-i-dopuska-v-spetsialnost (дата обращения: 01.04.2019).
5. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. Ижевск; Москва: Изд-во Удмуртского гос. ун-та, 2001. 103 с.
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.
7. Крюкова Т.Б. Психологическая готовность будущих инженеров как ресурс самореализации в профессиональной деятельности // Профессионализация личности в образовательных институтах и практической деятельности: теоретические и прикладные проблемы социологии и психологии труда и профессионального образования: материалы II международной научно-практической конференции 10 – 11 февраля 2013 г. Прага: Vdecko vydavatelsk centrum «Sociosfra-CZ», 2013. С. 86-90.
8. Лунегова Е. К. Проблемы формирования у будущих специалистов социальной сферы психологической готовности к работе с детьми-инвалидами // Вестник Казанского технологического университета. 2006. №4. С. 306.
9. Любецкий Н.П., Самыгин С.И., Касьянов В.В. Кризис высшего образования в России как социокультурная катастрофа // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. №8-9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-vysshego-obrazovaniya-v-rossii-kak-sotsiokulturnaya-katastrofa (дата обращения: 16.04.2019).
10. Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Современное высшее образование: экзистенциально-гуманистические перспективы // Ярославский педагогический вестник. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-vysshee-obrazovanie-ekzistentsialno-gumanisticheskie-perspektivy (дата обращения: 16.04.2019).
11. Моисеенко Л.А. Психологическая готовность изобретателей к использованию компьютеров // Вопросы психологии. 1993. №2. С. 122-125.
12. Москвичева Н.Л., Бордовская Н.В., Костромина С.Н., Розум С.И. Исследовательский потенциал студента: содержание конструкта и методика его оценки // Психологический журнал. 2017. Том 38, №2. С. 89-103.
13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2016 г. №95 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета)» (с изменениями и дополнениями).
14. Петров В.В. Российская образовательная политика: трансформация концепций высшей школы в условиях кризиса // Философия образования. 2017. №4. С. 17-27.
15. Портнова Ю.С. Ребро И.В. Особенности исследовательской деятельности студентов при формировании компетентного специалиста // Успехи современного естествознания. 2012. №5. С. 103-104.
16. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. 448 с.
17. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М.: Просвещение, 2006. 434 с.
18. Франк Е.В. Высшее образование в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vysshee-obrazovanie-v-rossiyskoy-federatsii-problemy-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 16.04.2019).
19. Фролова Н.В. Роль научно-исследовательской деятельности студентов колледжа в системе профессиональной подготовки // Молодой ученый. 2013. №8. С. 445-447. URL https://moluch.ru/archive/55/7584/ (дата обращения: 01.04.2019).
20. Шадчин И.В. Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности как теоретико-методологическая проблема // Вестник КГУ. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gotovnosti-studentov-vuza-k-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-kak-teoretiko-metodologicheskaya-problema (дата обращения: 16.04.2019).
21. Щастный А.Т., Коневалова Н.Ю., Луд Н.Г., Городецкая И.В., Кугач В.В., Кабанова С.А., Васильев О.М. Учебно-исследовательская работа студентов // Вестник ВГМУ. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebno-issledovatelskaya-rabota-studentov (дата обращения: 01.05.2019).
22. Ismail N.A., Kharuddin A.F.Graphing Calculator Exposure of Mathematics Learning in a Partially Technology Incorporated Environment // EURASIA Journal of Mathematics, Science & Technology Education. 2017. Vol. 13, no. 6. Pp. 2529-2537. DOI: http://dx.doi.org/10.12973/eurasia.2017.01238a
23. Garrison H.H., Deschamps A.M. NIH research funding and early career physician scientists: continuing challenges in the 21st century // FASEB Journal: official publication of the Federation of American Societies for Experimental Biology. 2014. Vol. 28, no. 3. Pp. 1049-1058. DOI: https://doi.org/10.1096/fj.13-241687
24. Hayward C.N., Laursen S.L., Thiry H. Why Work with Undergraduate Researchers? Differences in Research Advisors' Motivations and Outcomes by Career Stage // CBE – Life Sciences Education. 2017. Vol. 16, no. 1. DOI: https://doi.org/10.1187/cbe.16-07-0229
25. Hemmati N., Omrani S., Hemmati N. A comparison of internet-based learning and traditional classroom lecture to learn CPR for continuing medical education // Turkish Online Journal of Distance Education. 2013. Vol. 14. Pp. 256-265. Available at: https://eric.ed.gov/?id=EJ1006264 (accessed: 16.04.2019).
26. Laskowitz DT, Drucker R P, Parsonnet J, Cross PC, Gesundheit N. Engaging students in dedicated research and scholarship during medical school: the long-term experiences at Duke and Stanford // Academic Medicine. 2010. Vol. 85(3). Pp. 419-428. DOI: https://doi.org/10.1097/ACM.0b013e3181ccc77a
27. Ribeiro L., Severo M., Pereira M., Ferreira M.A. Scientific Skills as Core Competences in Medical Education: What do medical students think? // International Journal of Science Education. 2015. Vol. 37, no. 12. Pp. 1875-1885. DOI: https://doi.org/10.1080/09500693.2015.1054919.
28. Moraes D.W., Jotz M., Menegazzo W.R., Menegazzo M.S., Veloso S., Machry M.C., Costanzi M., Pellanda L.C. Interest In research among medical students: Challenges for the undergraduate education // Revista da Associação Médica Brasileira. 2016. Vol. 62, no. 7. Pp. 652-658. DOI: https://doi.org/10.1590/1806-9282.62.07.652
29. Mostafa S.R., Khashab S.K., Fouaad A.S., Abdelbaqy M., Waly A.M. Engaging undergraduate medical students in health research: students’ perceptions and attitudes, and evaluation of a training workshop on research methodology // The Journal of the Egyptian Public Health Association. 2006. Vol. 81, no. 1-2. Pp. 99-118.
30. Mullan J.R., Weston K.M., Rich W.C., McLennan P.L. Investigating the impact of a research-based integrated curriculum on self-perceived research experiences of medical students in community placements: a pre- and post-test analysis of three student cohorts // BMC Medical Education. 2014. Vol. 14. P. 161. DOI: https://dx.doi.org/10.1186%2F1472-6920-14-161
31. Ogundahunsi O.A., Vahedi M., Kamau E.M., Aslanyan G., Terry R.F., Zicker F., Launois P. Strengthening research capacity – TDR's evolving experience in low- and middle-income countries // PLoS neglected tropical diseases. 2015. Vol. 9, no. 1. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pntd.0003380
32. Rezayat AA, Niroumand S, Shiehzadeh E, Saghebi A, Oskooie RR, Dadgarmoghaddam M. Assessment of life skills of medical students in Mashhad, Iran, in 2015 // Electron Physician. 2017. Vol. 9, no. 10. Pp. 5536-5540. DOI: https://doi.org/10.19082/5536
33. Hawkes S., Aulakh B.K., Jadeja N., Jimenez M., Buse K., Anwar I., Barge S., Odubanjo M.O., Shukla A., Ghaffar A., Whitworth J. Strengthening capacity to apply health research evidence in policy making: experience from four countries // Health Policy and Planning. 2016. Vol. 31, no. 2. Pp. 161-170. DOI: https://doi.org/10.1093/heapol/czv032
34. Solomon S.S., Tom S.C., Pichert J., Wasserman D., Powers A.C. Impact of medical student research in the development of physician-scientists // Journal of Investigative Medicine. 2003. Vol. 51, no. 3. Pp. 149-156. DOI: https://doi.org/10.1136/jim-51-03-17
35. Stockfelt M., Karlsson L., Finizia C. Research interest and activity among medical students in Gothenburg, Sweden, a cross-sectional study // BMC Medical Education. 2016. Vol. 16, no. 1. P. 226. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-016-0749-3
36. VanNieuwenborg L., Goossens M., De Lepeleire J., Schoenmakers B. Continuing medical education for general practitioners: a practice format // Postgraduate Medical Journal. 2016. Vol. 92. Pp. 217-222. DOI: https://dx.doi.org/10.1136%2Fpostgradmedj-2015-133662
37. Nikonova E.I., Sharonov I.A., Sorokoumova S.N., Suvorova O.V., Sorokoumova E.A. Modern Functions of a Textbook on Social Sciences and Humanities as an Informational Management Tool of University Education // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 10. Pp. 3764-3774. Available at: http://www.ijese.net/makale/593 (accessed: 16.04.2019).
38. Efremova G.I., Timoshenko G.V., Leonenko E.A., Bochkovskaya I.A., Sorokoumova S.N., Potekhina E.V. The Projective Study of The Impact of The Vertical Position of a Person on The Nosological Specificity of Psychosomatic Risk // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Vol. 7, no. 6. Pp. 685-691. Available at: https://www.rjpbcs.com/pdf/2016_7(6)/[86].pdf (accessed: 16.04.2019).
39. Rong Ju, Buldakova N.V., Sorokoumova S.N., Sergeeva M.G., Galushkin A.A., Soloviev A.A., Kryukova N.I. Foresight methods in pedagogical design of university learning environment // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. Vol. 13, no. 8. Pp. 5281-5293. DOI: https://doi.org/10.12973/eurasia.2017.01003a.
40. Report–2015: Faculty of Language and Literature, Humanities, Arts and Education University of Luxembourg. Available at: https://wwwen.uni.lu/var/storage/original/application/c14923d595822e5474434c8e231680eb.pdf (accessed: 16.04.2019).
41. Тeater B., Lefevre M., Mclaughlin H. Research Activity among UK Social Work Academics // Journal of Social Work. 2018. Vol. 18, no. 1. Pp. 85-106. DOI: https://doi.org/10.1177%2F1468017316652002.
42. Rong Ju, Buldakova N.V., Sorokoumova S.N., Sergeeva M.G., Galushkin A.A., Soloviev A.A., Kryukova N.I. Foresight methods in pedagogical design of university learning environment // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. Vol. 13, no. 8. Pp. 5281-5293. DOI: https://doi.org/10.12973/eurasia.2017.01003a (accessed: 16.06.2019).