Особенности мотивационной структуры гражданской активности подростков с разным статусом гражданской идентичности
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-3-8
Аннотация
Введение: в статье представлены результаты исследования особенностей структуры мотивации гражданской активности подростков на разных этапах становления гражданского самосознания. Гражданская идентичность является устойчивым базисом общества и имеет стратегическое значение для успешного будущего российской государтсвенности. В современных условиях неприемлемы авторитарные принципы работы институтов социализации. Необходимо искать пути формирования гражданской активности через механизмы внутренней мотивации личности.
Материалы и методы: для определения статуса гражданской идентичности подростков использовалась авторская анкета. Для определения мотивации гражданской активности применялась методика выявления мотивационной структуры общественно полезной деятельности подростка, разработанная О.В. Лишиным на базе теста LMT В. Хеннига. Математический анализ структурных связей между мотивами был проведен посредством подсчета коэффициентов ранговой корреляции Спирмена.
Результаты исследования: установлены следующие особенности изменения мотивации гражданской активности при переходе от более низких статусов гражданской идентичности (диффузного и предопределенного) к более высокому статусу (достигнутому): наблюдается снижение интеграции между индивидуальными мотивами и соответственно снижение их активности в механизмах регуляции гражданского поведения; корреляционные связи между групповыми мотивами отражают динамику изменения в восприятии старшеклассников социального окружения как части гражданского общества; выявлена интеграция между собой общественных мотивов и их дифференциация в отношении мотивов других типов; происходит сокращение и изменение в содержании корреляционных связей между мотивами разных типов, что придает иные смыслы проявления гражданской активности на разных уровнях становления гражданской идентичности.
Обсуждение и заключения: в процессе становления гражданского самосознания при переходе от более низких статусов гражданской идентичности (диффузного и предопределенного) к более высокому статусу (достигнутому) происходит изменение содержания структурных связей мотивов и дифференциация структуры мотивации гражданской активности подростков.
Об авторе
А. С. ГальченкоРоссия
Гальченко Анна Сергеевна – преподаватель кафедры социального и гуманитарного образования, ГБОУ ДПО РК «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования»; аспирант кафедры социальной психологии, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского»
SPIN-код 9976-6876
Симферополь, Республика Крым
Список литературы
1. Азбель А.А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. СПб., 2004. 21 с.
2. Алтунина И.Р. Структура и развитие мотивов и мотивации социального поведения: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01. М., 2006. 433 с.
3. Акбарова А.А. Социальная активность как элемент социального самоопределения молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, №1(13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-aktivnost-kak-element-sotsialnogo-samoopredeleniya-molodezhi (дата обращения: 29.04.2019).
4. Арендачук И.В. Динамика ценностно-смысловых характеристик социальной активности современной молодежи // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15, №3. С. 287-307. DOI: 10.22363/2313-1683-2018-15-3-287-307.
5. Асмолов А.Г., Карабанова О.А., Гусельцева М.С. Формирование гражданской идентичности как ключевая задача образования и социокультурной модернизации России. М.: Федеральный институт развития образования, 2012. 252 с.
6. Безгина Н.В. Психологическая структура гражданской идентичности // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2013. №3-1. С. 241-249.
7. Григорьева М.В. Базовый побудительный механизм социальной активности личности // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10, №1. С. 5-17. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps.2019100101.
8. Иванова Н.Л., Мазилова Г.Б. Гражданская идентичность и формирование гражданственности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2010. №4. С. 11-20.
9. Ильин Е.П. Мотивы и мотивация. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
10. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Старый сад, 1999. 158 с.
11. Лишин О.В. Общественно-полезная деятельность как фактор формирования мотивационно-потребностной сферы личности подростка: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. М., 1984. 200 с.
12. Монастырский Д.В. Гражданская идентичность: теоретические подходы к исследованию и формирующие ее факторы // Гуманитарий юга России. 2017. Т. 23, №1. С. 181-188.
13. Муращенкова Н.В. Выраженность экстремистской и патриотической самоидентичности как типообразующие показатели гражданской идентичности молодежи // СИСП. 2013. №9(29). DOI: http://dx.doi.org/10.12731/2218-7405-2013-9-62.
14. Новикова Г.В., Маль Г.С. Структура социальной активности молодежи в добровольческой деятельности и ее виды // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. №10(52), часть 4. С. 124-126. DOI: https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.52.023.
15. Резник М.Ю. Человек и обществ (опыт комплексного изучения) // Личность. Культура. Общество. 2000. Т. 2, №4(5). С. 197-236.
16. Семенюк Л.М. Психология гражданской активности: особенности, условия развития: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01. М., 2007. 293 с.
17. Стегний В.Н., Никонов М.В. Мотивация волонтерской деятельности // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-volonterskoy-deyatelnosti-1 (дата обращения: 02.05.2019). DOI: 10.15593/2224-9354/2018.1.14.
18. Степнова Л.А., Деркач А.А., Серезнева Е.В. Развитие общегражданской идентичности в поликультурном пространстве российского общества / под общ. ред. Л.А. Степновой. М.: Народное образование, 2017. 128 с.
19. Черный Е.В. Психология моделирования поликультурного образования. Симферополь: СОНАТ, 2010. 540 с.
20. Чистовский Д.И. Актуальные направления современных психологических исследований гражданской (национальной) идентичности // Психолог. 2017. №3. С. 51-62. URL: http://e-notabene.ru/psp/article_22572.html (дата обращения: 28.04.2019). DOI: 10.25136/2409-8701.2017.3.22572.
21. Шамионов Р.М. Социальная активность личности и группы: определение, структура и механизмы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15, №4. С. 379-394. DOI: http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-4-379-394.
22. Шатыр Ю.А., Улесикова И.В., Мулик И.Г., Булатецкий С.В., Мулик А.Б. Разработка критериев и показателей фенотипической индивидуализации социальной активности человека // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2017. Т. 25, №4. С. 521-527. DOI: 10.23888/PAVLOVJ20174521-537 .
23. Шнайдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М.: Московский психолого-социальный институт. 2007. 128 с.
24. Chenneville T., Toler S., Gaskin-Butler V.T. Civic engagement in the field of Psychology // Journal of the Scholarship of Teaching and Learning. 2012. Vol. 12, no. 4. Pp. 58-75.
25. Clary E.G., Ridge R.D., Stukas A.A. Understanding and Assessing the Motivations of Volunteers: A Functional Approach // Journal of Personality and Social Psychology. 1998. Vol. 74, no. 6. Pp. 1516-1530.
26. Clary E.G., Snyder M. A functional analysis of altruism and prosocial behavior: The case of volunteerism // Clark M. (ed.) Review of personality and social psychology. 1991. Vol. 12. Pp. 119-148.
27. Marcia J.E. Development and validation of ego-identity status // Journal of Personality and Social Psychology. 1966. No. 3. Pp. 551-558.
28. Omoto A.M., Snyder M., Hackett J.D. Personality and motivational antecedents of activism and civic engagement // Journal of Personality. 2010. Vol. 78(6). Pp. 1703-1734.
29. Pancer S.M. The Psychology of Citizenship and Civic Engagement. Oxford: Oxford University Press, 2015. 211p.
30. Stevenson C., Dixon J., Hopkins N. The Social Psychology of Citizenship, Participation and Social Exclusion: Introduction to the Special Thematic Section // Journal of Social and political Psychology. 2015. Vol. 3(2), no 2. Pp. 1-19.