Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Развитие иноязычной самостоятельности как фактор повышения эффективности профессиональной подготовки будущего офицера

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-3-7

Полный текст:

Аннотация

Введение: ориентация на международное сотрудничество в контексте выполнения задач по обеспечению государственной и коллективной безопасности, интеграция действий в борьбе с международным терроризмом трансформировали требования, предъявляемые к профессиональной подготовке военных специалистов, и обусловили потребность войск национальной гвардии в военнослужащих, владеющих языком международного общения, способных и готовых к выполнению служебно-боевых задач на уровне мировых стандартов. Потенциал дисциплины «Иностранный язык» может быть реализован в полной мере и внести ощутимый вклад в становление личности будущего военного специалиста, если обучение иностранному языку в военном вузе будет опираться на формирование самостоятельности курсанта. Таким образом, развитие самостоятельности курсанта при обучении иностранному языку в военном вузе рассматривается как средство увеличения эффективности профессиональной подготовки, как фактор, оказывающий влияние на готовность будущего офицера интегрироваться в международное профессиональное сообщество.

Материалы и методы: в результате изучения и анализа научной литературы, обобщения отечественного и зарубежного опыта по теме, бесед с курсантами и их непосредственными командирами, наблюдения за организацией курсантами самостоятельной работы по изучению иностранного языка был сделан следующий вывод. У курсантов не развита самостоятельность по овладению иностранным языком, они демонстрируют низкую способность к осуществлению самостоятельной работы. Это проявляется в том, что будущим офицерам сложно планировать свою самостоятельную деятельность по изучению иностранного языка (не способны поставить цель, определить этапы работы, рационально распределить время на их осуществление, выбрать средства и способы деятельности) и контролировать ее. Цель методического эксперимента состояла в выявлении и последующей апробации эффективных способов формирования самостоятельности курсантов в условиях организации систематической и целенаправленной самостоятельной работы.

Результаты исследования: в результате проведенного эксперимента была разработана и апробирована методика формирования самостоятельности курсанта при обучении иностранному языку. Разработанная методика представляет собой алгоритм обучения и включает в себя несколько иерархично структурированных блоков: целевой (цель и задачи), теоретический (подходы и принципы), технологический (технология формирования самостоятельности) и результативный (оценка уровня сформированности самостоятельности).

Обсуждение и заключения: в процессе методического эксперимента получило подтверждение положительное воздействие систематической организованной самостоятельной работы на формирование самостоятельности будущих офицеров. Полученные в результате эксперимента количественные индикаторы сформированности самостоятельности были подкреплены и действительными качественными трансформациями. Наблюдение за курсантами в процессе обучения, беседы с ними подтвердили практическое использование самостоятельности, которое выражается в умении будущих офицеров организовать свою самостоятельную работу в контексте изучения иностранного языка. Данное применение самостоятельности имеет место как на практических занятиях, так и в процессе самостоятельной работы во внеучебное время. Опираясь на теоретические и практические разработки в вопросе формирования самостоятельности курсанта, удалось пересмотреть и внести изменения в имеющуюся систему обучения иностранному языку в военном вузе с точки зрения соответствия существующему социальному и государственному заказу.

Об авторах

О. В. Вахрушева
1Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Россия

Вахрушева Оксана Валерьевна – кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой иностранных языков

Пермь



П. А. Егорова
Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии
Россия

Егорова Полина Александровна – научный сотрудник, институт превентивной реабилитации, лаборатория восстановления глотания, фонации и речи 

Москва



Т. Г. Мухина
Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии; Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского
Россия
Мухина Татьяна Геннадьевна – доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, институт превентивной реабилитации, лаборатория восстановления глотания, фонации и речи ФГБНУ «Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии», Москва; профессор кафедры культуры и психологии предпринимательства ФГАУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского»


Список литературы

1. Безукладников К.Э. Лингводидактические компетенции: концепция формирования: монография. Пермь, 2011. 207 с.

2. Безукладников К.Э., Крузе Б.А., Вахрушева О.В. Обучение иностранному языку курсантов военного вуза в условиях самоорганизации // Язык и культура. 2018. №1. С. 217-240.

3. Безукладников К.Э., Назарова А.В. Обучение иноязычной монологической речи на интегративной основе // Язык и культура. 2017. №39. C. 135-153.

4. Безукладников К.Э., Новоселов М.Н., Крузе Б.А. Особенности формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции будущего учителя иностранного языка // Язык и культура. 2017. №38. С. 152-170.

5. Вахрушева О.В. Методика обучения иностранному языку курсантов военного вуза в условиях самоорганизации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Н. Новгород, 2018. 222 с.

6. Викулина М.А., Обдалова О.А. Технологии как способ реализации целей иноязычного образования в высшей школе // Язык и культура. 2017. №38. C. 171-189.

7. Егорова П.А., Марков О.В. Изучение социально-профессиональной перцепции у будущих специалистов в период вузовского обучения // Мир науки, культуры, образования. 2015. №3(52). С. 238-240.

8. Егорова П.А., Наумов П.Ю., Сорокоумова С.Н. Развитие ключевых личностных компетенций будущих офицеров внутренних войск МВД России // Педагогика и психология образования. 2015. №4. С. 44-56.

9. Марков О.В., Куликов М.М., Суворова О.В., Сорокоумова С.Н. Исследование особенностей развития социально-профессиональной перцепции у будущих педагогов // Педагогика и психология образования. 2017. №4. С. 130-146.

10. Маркин А.А., Егорова П.А. Психологические аспекты готовности курсантов к прохождению военной службы // Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход: материалы VIII Всероссийской конференции с международным участием (22-23 ноября 2018 г.) / под ред. П.В. Ткаченко. Курск: КГМУ, 2018. С. 219-225.

11. Москотина О.В. Актуальность формирования иноязычной самостоятельности курсанта военного вуза при обучении иностранному языку // Современные проблемы науки и образования. 2015. №5. URL: www.science-education.ru/128-22195 (дата обращения: 20.01.2019).

12. Москотина О.В. Принцип организации самостоятельной работы курсантов при обучении иностранному языку // Современное состояние и пути развития системы подготовки специалистов силовых структур: сборник научных трудов / под общ. ред. Б.И. Гонцова. Пермь: Изд-во ПВИ ВВ МВД России, 2016. С. 170-174.

13. Москотина О.В. Самостоятельная работа как средство формирования иноязычной самостоятельности курсантов при обучении иностранному языку // Подготовка специалистов силовых структур: проблемы, перспективы, тенденции развития: сборник научных трудов / под общ. ред. Б.И. Гонцова. Пермь: Изд-во ПВИ ВВ МВД России, 2016. С. 335-338.

14. Мухина Т.Г. Дополнительное профессиональное образование в зарубежных странах в условиях единого образовательного пространства // Приволжский научный журнал. 2011. №1(17). С. 153-157.

15. Мухина Т.Г., Егорова П.А., Мухина Д.Д., Сорокоумова С.Н., Сорокина Т.М. Активизация речевого общения студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях высшей школы // Язык и культура. 2018. №42. С. 181-197.

16. Мухина Т.Г. Формирование профессионально-этической культуры сотрудников органов внутренних дел в системе дополнительного профессионального образования // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: сборник статей по материалам VII международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. Новосибирск, 2016. С. 261-264.

17. Мухина Т.Г., Мусина Н.И. Специфика подготовки курсантов МВД РФ к научно-исследовательской деятельности // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: сборник статей по материалам VII международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. Новосибирск, 2016. С. 238-241.

18. Мухина Т.Г, Сутугин А.Ю. Педагогизация поликультурной образовательной среды вуза как условие формирования коммуникативной культуры студентов // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №10. С. 82-83.

19. Мухина Т.Г. Копосов Е.В., Бородачев В.В. История и перспективы развития дополнительного профессионального образования в России // Приволжский научный журнал. 2013. №3(27). С. 123-128.

20. Мухина Т.Г., Щербакова Е.Е., Плешков А.В. Фрейм технология как условие развития креативности студентов // Современные проблемы науки и образования. 2016. №6. С. 338.

21. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 287 с.

22. Сорокоумова С.Н., Егорова П.А., Корнилов Л.В. Изучение психологической структуры патриотических смысложизненных ориентаций у будущих военнослужащих // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Саранск, 2016. С. 249-255.

23. Сорокоумова С.Н., Корнилов Л.В. Подходы к проблеме изучения патриотизма в современных психолого-педагогических условиях // Инициативы XXI века. 2015. №4. С. 79-81.

24. Егорова П.А., Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Мухина Д.Д. Изучение готовности электронно-образовательной среды вуза к инклюзивному обучению // Великие реки' 2018: труды научного конгресса 20-го Международного научно-промышленного форума: в 3-х томах / ответственный редактор А.А. Лапшин. Н. Новгород, 2018. Т. 2. С. 163-166.

25. Егорова П.А., Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Мухина Д.Д. Мониторинговый анализ эффективности профессиональных компьютеров и системных требований для организации электронно-образовательной среды вуза в условиях образовательной инклюзии // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3(24). С. 12.

26. Сутугин А.Ю., Мухина Т.Г., Лукичев И.Г. Проектирование развития коммуникативной культуры студентов в процессе обучения в вузе // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. №6. С. 41-45.

27. Шаповалов И.В., Егорова П.А., Юдин О.А. Теоретические основы формирования профессиональной ответственности будущих офицеров ФСБ России // Научное мнение. 2018. №6. С. 11-15.

28. Benson P. Learner autonomy in the classroom // Practical English language teaching. N.Y.: Mc Graw-Hill, 2003. Pp. 289-308.

29. Bezukladnikov K., Kruze B. Modern Education Technologies for Pre-Service Foreign Language Teachers // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 200. Pp. 393-397.

30. Bezukladnikov K.E., Novoselov M.N., Kruze B.A. The International Teacher's Foreign Language Professional Communicative Competency Development // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 154. Pp. 329-332.

31. Brindley G. Classroom-based Assessment // Practical English Language Teaching. New York: McGraw-Hill, 2003. Pp. 309-328.

32. Gower R. Teaching Practice Handbook. Macmillan; Heinemann English Language Teaching, 2004. 216 p.

33. Muhina T., Aboimova I., Kulagina A., Trophimov V., Chigarov E. Development of emotional intelligence of students as a condition of successful adaptation to training // Mathematics Education. 2016. Vol. 11, no. 10. Pp. 3463-3467.

34. Hutchinson T. English for Specific Purposes. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. 184 p.

35. Larsen-Freeman D. Techniques and Principles in Language Teaching. Oxford University Press, 2007. 191 p.

36. Marshall L. Learning independently. 3d edition. Glasgow: Open University Press, 2004. 294 p.

37. Obdalova O., Gulbinskaya E. Cross-Cultural Component in Non-Linguistics Students Teaching // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 200. Pp. 53-61. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.08.013

38. Obdalova O. Exploring the Possibilities of the Cognitive Approach for Non-linguistic EFL Students Teaching // Journal Procedia Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 154. Pp. 64-71. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.10.113

39. Egorova P.A., Mukhin D.D., Mukhina T.G., Sorokoumova S.N., Sorokina T.M. Activation of speech communication of students with disabilities in higher school // Language and culture. 2018. No. 42. Pp. 181-197.

40. Mukhina T.G., Malinin V.A. The program of business training of youth for entrepreneurial activity in the conditions of an integrative complex "School – Higher Education" // Social sciences & arts conference: SGEM2018. Vienna scientific sessions 19-22 March. 2018. Vol. 5. Pp. 625-630.

41. Chiknaverova K.G. Analysis and classification of errors when shifting from general English to ESP teaching at University (the case of legal translation) // New trends and issues proceedings on humanities and social sciences. 2018. Vol. 5. Pp. 148-155.


Рецензия

Просмотров: 633


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)