Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-3-3

Полный текст:

Аннотация

Введение: основной целью данной статьи является определение состояния профессионального образования в различные периоды его становления, изучение его развития и выделение особенностей и основных тенденций этого развития, что позволяет охарактеризовать прогностическое развитие профессионального образования в условиях влияния внешних факторов.

Материалы и методы: в педагогическом исследовании использовались аналитические и синтетические прогностические методы, методы моделирования и экстраполяции, методы экспертной оценки, приемы теоретического анализа, обобщения и оценки систем фактов. В прогнозировании профессионального образования реализуется принцип диалектического единства анализа и синтеза.

Результаты исследования: анализ динамики профессионального образования позволяет выделять два различных периода развития: 1) 1920 – 1980 гг. – этап нестабильного поведения, характерный для становления системы; 2) 1981 г. – начало XXI в. – этап развития, характеризующийся постоянным усложнением системы, увеличением компонентного состава, направленностью на достижение цели.

Эти факторы позволяют выделить периоды развития профессионального образования таким образом, что каждый включает либо «подъем» либо «спад» по показателям выпуска рабочих из профессиональных учебных заведений.

Таким образом, динамика развития профессионального образования позволяет выделить следующие этапы: 1 этап – 1921 – 1925 гг.; 2 этап – 1926 – 1932 гг.; 3 этап – 1933 – 1940 гг.; 4 этап – 1941 – 1948 гг.; 5 этап – 1949 – 1953 гг.; 6 этап – 1954 – 1958 гг.; 7 этап – 1959 – 1965 гг.; 8 этап – 1966 – 1975 гг.; 9 этап – 1976 – 1986 гг.; 10 этап – 1990 – начало XXI в.

Обсуждение и заключения: осуществлен ретроспективный анализ развития профессионального образования в России, выделены основные периоды развития профессионального образования, обусловленные развитием различных типов производств (механизированного, индустриального, научно-индустриального), и особенности профессионального образования в эти периоды. Выделены факторы, влияющие на подготовку будущих рабочих.

Об авторе

С. М. Маркова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет),
Россия

Маркова Светлана Михайловна – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой профессионального образования и управления образовательными системами 

Нижний Новгород



Список литературы

1. Александрова Н.М. Методологические принципы профессиологии педагогического образования // Человек и образование. 2009. №3(20). С. 55-59.

2. Александрова Н.М. О структуре и содержании концепции образовательной политики в традиционном прикладном искусстве // Вопросы культурологии. 2013. №8. С. 21-26.

3. Булаева М.Н., Сергеева Д.С., Тюмина Н.С. Особенности проектирования содержания образования взрослых обучающихся // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №57-6. С. 84-90.

4. Ваганова О.И., Колдина М.И., Трутанова А.В. Разработка содержания профессионально-педагогического образования в условиях реализации компетентностного подхода // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, №2(19). С. 97-99.

5. Гроссман И.Б., Морозова И.М. Проблема формирования готовности педагога профессионального обучения к управленческой деятельности // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2012. №2(40). С. 87-92.

6. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. 2017. Т. 19, №8. С. 9-28.

7. Зеер Э.Ф., Романцев Г.М. Личностно ориентированное профессиональное образование // Педагогика. 2013. №7. С. 17.

8. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука. 2014. №3. С. 27.

9. Кривоногова А.С., Цыплакова С.А. Методы исследования проблем профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2017. №1(18). С. 5.

10. Лапшова А.В. Профессиональная подготовка бакалавров в условиях модернизации вуза // Вестник Мининского университета. 2013. №2(2). С. 15.

11. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Теория и методика профессионального образования как научная специальность и учебная дисциплина // Школа будущего. 2016. №6. С. 42-49.

12. Мирзоева М.М. Творчество в деятельности педагога профессионального обучения // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. №15. С. 291-293.

13. Морозова И.М., Гроссман И.Б. Содержание и структура готовности педагога профессионального обучения к управленческой деятельности // Педагогическое образование и наука. 2012. №1. С. 74-76.

14. Наркозиев А.К., Цыплакова С.А. Структура и содержание учебников по профессиональным учебным предметам // Вестник Мининского университета. 2016. №4(17). С. 5.

15. Петров А.Ю., Булаева М.Н., Клычков К.Е. Проектирование содержания дополнительного образования взрослых // В мире научных открытий. 2014. №11-7(59). С. 2568-2580.

16. Седых Е.П. Логико-структурный подход к управлению образовательными проектами // Вестник Мининского университета. 2017. №2(19). С. 6.

17. Царапкина Ю.М., Шкарупина В.В. Применение интерактивных технологий в учебном процессе как основа саморазвития студентов // Гуманитарные науки и образование. 2014. №3(19). С. 87-92.

18. Цыплакова С.А. Профессионально-педагогическое образование и тенденции его развития // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56-8. С. 274-280.

19. Цыплакова С.А. Управление педагогическим процессом в системе профессионального образования // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2018. №2. С. 102-104.

20. Belinova N.V., Bichevа I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Кhizhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future teacher // Revista ESPACIOS. Año. 2017. Vol. 38, no. 25. Р. 9.

21. Bulaeva M.N., Vaganova O.I., Koldina M.I., Lapshova A.V., Khizhnyi A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE // Popkova E. (eds) The Impact of Information on Modern Humans. HOSMC 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 622. Springer, Cham, 2018. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-75383-6_52.

22. Bulganina S.B., Golubeva O.B., Lebedeva T.E. (et al.) Managing students' independent work at university // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2017. Vol. 7, no. 10. Pp. 11-18.

23. Bystrova N.V., Konyaeva E.A., Tsarapkina J.M., Morozova I.M., Krivonogova A.S. Didactic foundations of designing the process of training in professional educational institutions // Popkova E. (eds) The Impact of Information on Modern Humans. HOSMC 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 622. Springer, Cham, 2018. Pp. 136-142. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/978-3-319-75383-6_18.

24. Chaikina Z.V., Shevchenko S.M., Mukhina M.V., Katkova O.V., Kutepova L.I. Electronic Testing as a Tool for Optimizing the Process of Control over the Results of Educational Training Activities // Popkova E. (eds) The Impact of Information on Modern Humans. HOSMC 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 622. Springer, Cham, 2018. Pp. 194-200. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-75383-6_25.

25. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Ilaltdinova E.Y., Filchenkova I.F., Solovev M.Y. Model for Employer-sponsored Education of Teachers: Opportunities and Challenges // Man in India. 2017. Vol. 97, no. 11. Pp. 101-114.

26. Gushchin A.V., Lapshova A.V., Koldina M.I., Golubeva O.V., Bulaeva M.N., Shobonova L.Yu. Use of Open Electronic Courses in Educational Activity // European Research Studies Journal. 2017. Vol. XX, Special Issue. Pp. 541-548.

27. Hanushek E.A. The Economic Value of Higher Teacher Quality. Available at: http://www.urban.org/UploadedPDF/1001507-Higher-Teacher-Quality.pdf (accessed: 17.04.2019).

28. Ilaltdinova E.Y., Frolova S.V., Lebedeva I.V. Top Qualities of Great Teachers: National and Universal // Filchenko A., Anikina Z. (eds) Linguistic and Cultural Studies: Traditions and Innovations. LKTI 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 677. Springer, Cham, 2018. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-67843-6_6.

29. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students // International Journal of Mechanical Engineering and Technology (IJMET). 2018. Vol. 9, no. 4. Pp. 1080-1087. Article ID: IJMET_09_04_122. Available at: http://www.iaeme.com/ijmet/issues.asp?JType=IJMET&VType=9&IType=4 (accessed: 17.04.2019).

30. Kamerilova G.S., Kartavykh M.A., Ageeva E.L., Gordeeva I.A., Astashina N.I., Ruban E.M. Communicative teaching models: The formation of the professional pedagogical competence among health and safety school teachers // Revista ESPACIOS. 2018. Vol. 39, no. 29. P. 9. Available at: https://www.revistaespacios.com/a18v39n29/a18v39n29p09.pdf (accessed: 17.04.2019).

31. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions // Life Science Journal. 2014. Vol. 11, no. 11s. Pp. 489-493.

32. Markova S., Depsames L., Burova I., Tsyplakova S., Chigarov E. Role of education in development of professional values of specialists // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20(3). P. 5.

33. Markova S.M., Sedykh E.P., Tsyplakova S.A., Polunin V.Y. Perspective trends of development of professional pedagogics as a science // Popkova E. (eds) The Impact of Information on Modern Humans. HOSMC 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 622. Springer, Cham, 2018. Pp. 129-135. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-75383-6_17.

34. Skitnevskiy V.L., Reva A.V., Novozhilova J.S. (et al.) Method Of Training Amateur Athletes For The Marathon // Modern Journal Of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8, no. 5. Pp. 355-366.

35. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The organization of the test control of students’ knowledge in a virtual learning environment moodle // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20(3). P. 4.

36. Yadryshnikov K.S., Bystritskaya E.V., Burkhanova I.Y. (et al.) Case-Technology Functions In College Student Vocational Training // Modern Journal Of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8, no. 3. Pp. 305-316.


Рецензия

Просмотров: 678


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)